Людмила Улицкая назвала “О теле души» сборником рассказов, но получился скорее цикл. В нём нет переходящих из произведения в произведение персонажей (хотя некоторые героини одинаково названы, но по паре реплик становится ясно, что это едва ли те же люди - ведь имена просто по миру циркулируют и повторяются). В нём совершенно разные настроения и авторские установки. Но он читается именно как цикл, в котором постепенно вырисовывается из рассказа в рассказ своя, жизнеутверждающая концепция Рая по Улицкой, совершенно не пафосная и не безумная, а очень трогательная, что ли.
Смерти одна за другой случаются в этих рассказах, труп сменяется трупом, и это никогда не конец, а в тех рассказах, где это - конец - даже не понятно, смерть ли это.
Видимо, к 2019 году Людмила Евгеньевна всё-таки уверовала в людей. В рассказе «Алиса покупает смерть» описана психически нестабильная женщина, которая считает весь мир враждебным, и сквозь строчки проскальзывает от писательницы - это не так. Ну, не совсем так.
Да, жизнь несправедлива и уродлива. Это звучит во всех рассказах. Но где-то на фоне, не выкриками и не депрессивными экзистенциальными думами. Можно быть гениальным музыкантом и вылететь из музыкального училища за хвосты, за незнание «партийных» предметов, как в в одном из рассказов. Можно совершенно непредсказуемо погибнуть в ожидании автобуса. Или - самое явное в сборнике - можно быть убитым только за то, что ты гениален и не такой, как все.
Но это всё приглушено. В этом сборнике Улицкая постаралась говорить о смерти ну очень степенным голосом. И дать свою трактовку тому, что будет после.
Но лучший рассказ сборника - открывающий его. «Дракон и феникс», история о фантастически ярких возлюбленных женщинах, одна из которых не то, чтобы доживает, а скорее живёт свои последние дни, настолько живая, насколько может быть сказ с таким названием. Можно было написать первые два рассказа этого цикла - и остаться в истории.
Жизнь, которую живут для того, чтобы прожить. Вовсе не для того, чтобы её ненавидеть. Рай, который станет своим для фотографа, для свободной женщины, для уставшей старушки, для музыканта. Безмятежное пространство.
А убийства, по Улицкой, не существует. Страдают те, кто убивают, потому что не знают, что будет после.
«Они думают, что они меня убили. Но это невозможно. Никого убить невозможно».
И коронёр тоже умирает, заснув с улыбкой на лице. Невероятно жизнеутверждающе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий